Блог архитектурной мастерской ЕЛЬ

Кейс по конкурсу малых городов: зашли во второй раз с доработанной заявкой и победили

Минстрой РФ регулярно проводит Всероссийский конкурс создания лучших проектов комфортной городской среды. В нём участвуют города численностью до 200 000 человек, которые подают грантовые заявки с концепциями развития территорий. Призовой фонд — более 90 миллионов рублей на реализацию проектов благоустройства.
Бывает так, что концепция не побеждает. Чаще всего на следующий год администрация города про неё забывает и начинает заниматься другим проектом. Но мы не бросаем заявки и доводим их до победы. Уже писали про это на примере города Егорьевска, а теперь хотим рассказать про кейс пешеходной зоны для города Сердобска.

Перед нами стояли задача:

Исправить недочёты по комментариям комиссии, усилить заявку и привести город к победе в конкурсе малых городов.

Состояние проекта на момент доработки заявки

С Сердобском мы работаем не впервые — в 2022 году наша мастерская разработала концепцию городского парка «Берёзовая роща», а в 2023 году пространство реализовано по нашему проекту. Уже тогда мы рассматривали проект не как отдельное пространство, а как часть системы общественных пространств города.
Нынешний проект пешеходной зоны — это очередной этап реализации планов по созданию комфортной городской среды
Карта-схема значения территории в системе общественных пространств населенного пункта

Как работали с комментариями комиссии

Когда итоги подведены, в личных кабинетах участников появляются комментарии конкурсной комиссии.
Мы изучили каждый и усилили заявку в тех местах, где это требовалось. Исходный длинный комментарий от комиссии мы поделили на смысловые части. А затем по каждой из них дали подробный ответ.
Подробнее расскажем о том, как отрабатывали отдельные комментарии:
⬇️⬇️
Комментарий: «Работа с предпринимателями проведена формально (просто перечислены участники)»
За несколько лет работы с городом в Сердобске появилась неформальная группа инициативных жителей. Они приходили на обсуждения, помогали распространять анонсы воркшопов, онлайн-анкетирований и других событий в рамках создания конкурсной заявки.
Очень важно, чтобы были местные жители, болеющие за результаты проекта. Они знают родной город лучше всего и понимают, чего ему не хватает. Поэтому, работая надо конкурсной заявкой, мы обязательно прислушиваемся к предложениям жильцов.
Общаясь с жителями, мы познакомились с Ольгой Кондратьевой — журналисткой местного новостного СМИ. Она помогла нам выйти на предпринимателей Сердобска. Сначала мы составили портрет среднестатистического сердобчанина, чтобы понять его потребности. Затем, ориентируясь на них, нашли 6 кандидатов (индивидуальные предприниматели и самозанятые), которым было бы интересно открыть свои точки на семейной аллее. А благодаря Ольге получилось доходчиво рассказать об идее и заинтересовать предпринимателей.
Фрагмент листа с ответом по комментарю конкурсной комиссии

Комментарий: «Проект не становится основой для создания дизайн-кода территории и решает локальную задачу»
Чтобы детальнее проработать вопросы дизайн-кода, мы задали вопросы профессионалу — Николаю Букину, основателю брендингового агентства top red. Главные тезисы по итогам беседы:
  • Хорошо иметь логотип города, но вряд ли нужен строгий код, который надо везде дублировать
  • Код может сделать город обезличенным. Там, где есть система, люди не замечают акцентов
  • Дизайн-код для парка будет неэффективен для города. И наоборот — код для города не будет работать в парке. Это связано с разной обстановкой
Фрагмент обоснования основы для создания диайн-кода
Интервью с Николаем мы приложили к заявке на конкурс.
А еще вынесли интервью в отдельный пост в нашем блоге, чтобы вы тоже могли познакомиться с материалом. Читать: архитектура + брендинг, или как коллаборации обогащают проекты

Комментарий: «Анализ озеленения выполнен поверхностно»
Мы связались с командой натуралистов из областного центра. Среди них есть как активисты-любители, так и профессионалы, члены Русского географического общества.
Специалисты выехали на территорию, записали свои наблюдения и подготовили рекомендации по озеленению пешеходной зоны. Например, посадить высокодекоративные породы кустарников и деревьев вдоль дороги. А также разместить кормушки для птиц из натуральных материалов.

Комментарий: «В качестве проектной территории выбран участок зелёного массива, находящийся на удалении от значимых городских объектов и пространств. В качестве объяснения выбора приведена необходимость создания маршрута между двумя районами через лес»
Возможно, в нашей первой заявке мы нечётко изложили причины выбора территории, поэтому это вызвало вопросы. Поэтому в этот раз нам было важно чётко обосновать, что это не просто тропа через лес.
Мы зафиксировали, что:

  • Это значимое и востребованное для жителей место прогулок, отдыха и местонахождения
  • Жители отмечают схожесть с пензенской «Олимпийской аллеей»
  • Проезд автомобилей по территории сейчас ограничен — а значит есть потенциал для создания пешеходной зоны

Результат — проект выиграл конкурс!

Администрация Сердобска поддерживала нас на каждом этапе, и мы очень благодарны за доверие и содействие! Мы работали в тандеме, рассказывали о наших идеях и планах и объясняли, как они помогут заявке победить.
В результате заявка выиграла конкурс, и администрация получит сумму на реализацию концепции. Работы начнутся в 2025 году.
Или листайте вниз, чтобы увидеть фрагменты концепции прямо по этим постом.
кейс общественное пространство