Когда архитекторы привлекают для работы специалистов из разных областей, это не говорит об их некомпетентности. Наоборот, сотрудничество помогает подчеркнуть новые грани проекта и усилить результат. В этой статье — интервью с экспертом по брендингу Николаем Букиным, с которым мы поговорили о дизайн-коде в малых городах.
Расскажем подробнее про комментарий. В 2023 году созданный нами проект семейной аллеи «Сосновый бор» в Сердобске получил от экспертной комиссии такой комментарий:
«Проект не становится основой для создания дизайн-кода территории и решает локальную задачу».
Возник вопрос: насколько важен брендинг при разработке общественных пространств малого города (с населением до 50 тысяч жителей)? Его мы задали Николаю Букину, основателю брендингового агентства top red, с которым ранее у нас уже была не одна коллаборация.
Нужен ли для малого города бренд и дизайн-код?
— Здорово, когда у города есть логотип, он может помочь поднять патриотизм жителей. Но не думаю, что нужен полноценный дизайн-код, чтобы использовать его в каждой детали. В маленьких городах это скорее надоест людям, которые будут видеть на каждом углу один и тот же символ.
Мне кажется, что Пенза – хороший пример работы с символом. У нас есть ненавязчивая ласточка. Её можно стилизовать под разные события – например, День города или воздушные мероприятия.
Люди собираются вместе при возникновении опасности, это базовый инстинкт. Опасности не обязательно физической – бывает, что из города активно уезжают люди и он пустеет. Поэтому создание образа – рабочий инструмент для того, чтобы объединить жителей. Но «подгонять» весь маленький город под единый код не стоит.
Есть интересный кейс небольшого города, для которого дизайнер разработал фирменный шрифт и подарил администрации. Но город превратил символ в дизайн-код и поменял чуть ли не все таблички в городе на новые, написанные этим шрифтом. Это, конечно, очень неправильно. Интегрировать символ нужно так, чтобы он всегда казался необычным, а не превращать его в мейнстрим.
Мне кажется, что Пенза – хороший пример работы с символом. У нас есть ненавязчивая ласточка. Её можно стилизовать под разные события – например, День города или воздушные мероприятия.
Люди собираются вместе при возникновении опасности, это базовый инстинкт. Опасности не обязательно физической – бывает, что из города активно уезжают люди и он пустеет. Поэтому создание образа – рабочий инструмент для того, чтобы объединить жителей. Но «подгонять» весь маленький город под единый код не стоит.
Есть интересный кейс небольшого города, для которого дизайнер разработал фирменный шрифт и подарил администрации. Но город превратил символ в дизайн-код и поменял чуть ли не все таблички в городе на новые, написанные этим шрифтом. Это, конечно, очень неправильно. Интегрировать символ нужно так, чтобы он всегда казался необычным, а не превращать его в мейнстрим.
То есть унификация может сыграть с городом злую шутку?
— Да, именно так! Вспомните: когда мы выходим на природу, что мы замечаем? Красивое дерево, яркий цветок, привлекательную ягодку – и всё это вместе составляет идею природы. А если бы не было ярких деталей, то было бы однообразное пространство без акцентов. Точно так же работает и дизайн-код города.
Можно ведь унифицировать другие вещи. Например, в Пензе тоже недавно внедрили дизайн-код, но он регулирует только размерность. То есть нельзя завешивать окна зданий, чтобы люди видели открытые витрины, и не закрывать крупными табличками архитектурные элементы зданий.
Можно ведь унифицировать другие вещи. Например, в Пензе тоже недавно внедрили дизайн-код, но он регулирует только размерность. То есть нельзя завешивать окна зданий, чтобы люди видели открытые витрины, и не закрывать крупными табличками архитектурные элементы зданий.
А что можешь сказать про дизайн-код на природных территориях?
— Приходя в парк, я хочу видеть природу и интересно с ней взаимодействовать. Например, чтобы была не просто поляна, а поляна с арт-объектом. На него могут залезть дети или с ним могут делать фото взрослые. Круто, когда ты заходишь в парк или сквер и как будто оказываешься в другом мире. Попадаешь в тихое место со своей айдентикой, в которую приятно погружаться и которую хочется изучить получше.
Нужно ли как-то связывать входную группу и другие элементы парка?
— Для потребителя это не так важно, но с эстетической точки зрения это правильно. С помощью указателей, табличек, повторяющихся цветов и шрифтов можно создать структуру. Кстати про шрифты: самое главное, что нужно учесть – размерность. Текст должен легко считываться, независимо от времени суток или погодных условий. Например, если надпись постоянно в тени, то нужен яркий контраст. По этому принципу уже подбирается цвет и форма.
Таким образом, всегда важно помнить, что создание образа города — это больше, чем просто внедрение символа. Грамотная интеграция элементов помогает превратить город в гармоничное пространство, которое отражает историю и культуру, а также обеспечивает комфорт всех его жителей.